Эксперт Алексей Зубец: необходимость в параллельном импорте практически исчезла.
Параллельный импорт, ранее воспринимавшийся как спасение для российского рынка в условиях санкций, по мнению властей, теряет свое прежнее значение. В мае текущего года его объемы сократились до $2,3 млрд, что более чем втрое меньше пиковых показателей 2022 года. По версии Минпромторга, это связано с ростом внутреннего производства и появлением новых законных путей импорта.
Заместитель министра промышленности и торговли Роман Чекушев подтвердил, что ведомство фиксирует и одобряет тенденцию к уменьшению параллельного импорта. Он подчеркнул стремление к восстановлению “нормальных правоотношений” с иностранными правообладателями. Глава Минпромторга Антон Алиханов ранее объяснил снижение спроса на импорт в ряде секторов (одежда, обувь, электроника) ростом популярности российских товаров и брендов, а также переориентацией на поставки из дружественных государств.
Правительство намерено продолжить сокращение перечня товаров, доступных для параллельного импорта, с планами по “точечной” корректировке в 2026 году. Этот процесс будет идти постепенно, чтобы избежать товарного дефицита. Последнее такое обновление было в апреле, когда из списка убрали определенные модели ноутбуков, лазерные принтеры и некоторые косметические продукты. По информации Минпромторга, сейчас в России насчитывается более 800 компаний, производящих косметику и парфюмерию.
Система параллельного импорта, позволяющая ввозить товары без официального разрешения правообладателя, была запущена весной 2022 года. Изначально список включал автомобили и запчасти ушедших западных марок, электронику, бытовую технику и другие потребительские товары. Одной из проблем ПИ была его ориентация в основном на потребительский рынок, тогда как импорт промышленного оборудования и технологий был налажен значительно хуже. К недостаткам для конечного покупателя эксперты относили сложности с гарантийным и сервисным обслуживанием, а также более высокие цены (на 10-20% дороже обычного импорта) из-за усложненной логистики.
Снижение среднемесячных объемов параллельного импорта очевидно: с $7,5 млрд в 2022 году до $6,2 млрд в 2023-м, $4,8 млрд в 2024-м и текущих $2,5 млрд. Для сравнения, общий импорт в Россию в апреле текущего года составил $22,6 млрд. Ввоз автомобилей по схеме ПИ за январь-май текущего года упал на 74% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 19 тысяч единиц. За 3,5 года через страны ближнего зарубежья (главным образом Кыргызстан и Казахстан) было ввезено 311,8 тысяч автомобилей.
Алексей Зубец, директор Центра исследований социальной экономики, полагает, что потребность в параллельном импорте по большому счету исчезла. Он объясняет это успешным налаживанием официальных поставок практически всех необходимых товаров. В качестве примера он приводит запчасти для грузовиков, которые ранее доставлялись обходными путями из Европы, а теперь легально приобретаются в Китае. По его словам, эти поставки проводятся с уплатой всех необходимых сборов и находятся под контролем как государства, так и крупных игроков рынка.
Вопрос международных расчетов также в значительной степени урегулирован, во многом благодаря бартерным схемам. Зубец поясняет, что при экспорте российской нефти в Китай выручка в валюте остается на территории КНР, что исключает необходимость трансграничных переводов и снижает риски вторичных санкций. Эти средства используются импортерами для закупки нужных товаров в Китае и их последующей отправки в Россию.
По мнению Артура Леера, вице-президента Ассоциации экспортеров и импортеров, майский объем ПИ в $2,3 млрд хоть и указывает на сокращение, но также отражает позитивные изменения. Во-первых, заметно активизировалось российское производство, особенно в сегменте товаров широкого потребления (FMCG), где отечественные компании успешно занимают ниши, ранее покрываемые за счет параллельного импорта. Во-вторых, вместо сложных ПИ-схем теперь используются более прямые и безопасные каналы поставок, обеспечивающие то же качество и функциональность без угрозы санкций.
Леер подчеркивает, что сокращение параллельного импорта не ведет к дефициту, а лишь отражает перенаправление товарных потоков на иные логистические пути. Он также отмечает, что российские компании успешно внедрили надежные и эффективные методы проведения платежей в текущих условиях.