Андрей Куликов, доцент кафедры Международного бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ, делится своим видением перспектив развития транспортной инфраструктуры России.

Недавний инцидент в аэропорту, когда молодая мама с двумя детьми столкнулась с трудностями при посадке, подчеркивает актуальность создания максимально комфортных условий для пассажиров. Особенно это касается этапа проверки документов. Решение этой задачи лежит в плоскости государственно-частного партнёрства (ГЧП) и применения передовых технологий. В петербургском аэропорту «Пулково» уже апробирована пилотная система биометрической посадки, а к 2026 году планируется полномасштабное тестирование безбарьерной цифровой системы. Примечательно, что сам терминал «Пулково» был возведён в рамках ГЧП при участии ВЭБ.РФ, без привлечения государственных бюджетных средств.
Комплексный подход к развитию аэропортовой инфраструктуры включает не только строительство новых терминалов, но и внедрение высокотехнологичных решений, ориентированных на комфорт пассажиров. Например, аэропорт Нового Уренгоя оснащён телетрапами, способными выдерживать экстремальные морозы, что обеспечивает тёплый и безопасный переход пассажиров между самолётом и зданием аэровокзала. В более широком смысле, современные аэропорты становятся визитными карточками своих регионов. Так, международный терминал в Хабаровске открывает новые направления в Азию, а терминал внутренних авиалиний в Минеральных Водах, с его ярким светопрозрачным фасадом, создаёт праздничное настроение для туристов. Каждый такой проект символизирует уникальность и характер своей территории, будь то суровая красота Севера, тепло Юга или стремительное развитие Востока.
Преобразование российских аэропортов обусловлено системным подходом, стратегическим планированием и объединением усилий. Согласно поручению Президента, к 2030 году запланированы строительство и модернизация 75 аэропортов страны, и эта задача находится под пристальным вниманием Правительства. Ключевую роль играют институты развития: портфель ВЭБ.РФ уже включает 15 аэропортов, в том числе в Санкт-Петербурге, Хабаровске, Новом Уренгое и Минеральных Водах. Госкорпорация привлекает частные инвестиции и обеспечивает поддержку, что является жизненно важным для таких масштабных проектов. Финансирование осуществляется через Фабрику проектного финансирования и механизмы ГЧП, с участием ведущих холдингов и банков. С 2026 года сфера применения ГЧП расширится, охватывая не только терминалы, но и всю сопутствующую аэропортовую инфраструктуру.
Совместные усилия государства и частного бизнеса открывают новые горизонты для граждан, позволяя легче посещать близких, развивать предпринимательство или путешествовать с семьями. Годовой пассажиропоток российских аэропортов уже превысил 110 миллионов человек. Однако эти улучшения в авиасообщении — лишь часть обширной программы модернизации транспортной системы страны. Принципы технологичности, удобства и доступности активно внедряются во все сферы транспортного комплекса, как через государственные программы, так и благодаря частным инициативам. Происходит обновление трамвайных сетей и подвижного состава, расширяется и модернизируется метрополитен, а также ведется строительство новой высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ).
Учитывая огромные просторы России, инвестиции в транспортную инфраструктуру создают значительные возможности для каждого жителя.







