Стандарт регионального развития

Новости экономики

Артем Пылин, доцент кафедры международного бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ и кандидат экономических наук, делится своими мыслями о влиянии строительства новых аэропортов на развитие российских регионов и городов.

Недавно, возвращаясь из поездки по Юго-Восточной Азии с заходом на Дальний Восток, я был приятно удивлен. Самым ярким впечатлением стал не экзотический дуриан, а современный телескопический трап в аэропорту Хабаровска, который избавил от необходимости идти под дождем. Сам аэропорт произвел впечатление — просторный, технологичный, не уступающий крупным мировым авиахабам.

Современный аэропорт в Хабаровске

Фото: Международный аэропорт имени Г.И.Невельского

Еще недавно немногие российские регионы могли похвастаться современными аэровокзалами. Однако ситуация меняется: в сентябре в Хабаровске открылся новый международный терминал, а до этого современные воздушные гавани появились во Владивостоке, Магадане и Улан-Удэ. Это важный шаг для экономики Дальнего Востока. Теперь у людей больше возможностей для путешествий — как по стране, так и в страны Азии (Китай, Вьетнам, Таиланд) по более коротким и доступным маршрутам. Сами поездки становятся комфортнее, а ожидание рейса в хорошо спроектированном терминале или быстрая обработка багажа добавляют положительных эмоций.

Новые аэропорты также служат воротами для иностранных туристов. Курорты Дальнего Востока вызывают большой интерес у зарубежных гостей: по данным Минэкономразвития, в 2024 году поток въездного туризма в макрорегион увеличился на 65% по сравнению с 2023 годом. Увеличение числа туристов стимулирует развитие гостиничного бизнеса, ресторанов, сувенирных магазинов и экскурсионных услуг. Это создает новые рабочие места и возможности для предпринимателей. Вместе с тем, возникают и новые задачи: необходимо развивать инфраструктуру, такую как современные дороги к курортам, а также обеспечивать жильем, школами и медицинским обслуживанием работников туристической отрасли.

Для строительства крупных инфраструктурных объектов успешно применяется механизм государственно-частного партнерства (ГЧП), благодаря которому и были построены новые аэропорты на Дальнем Востоке. Суть ГЧП заключается в том, что государство привлекает частный бизнес, гарантируя ему поддержку, софинансирование и защиту инвестиций. Инвестор, в свою очередь, получает возможность вернуть вложенные средства и получить прибыль от проекта после завершения строительства.

Особое внимание уделяется качеству проработки проектов и их социальной значимости. По поручению Президента РФ система ГЧП совершенствуется: теперь все новые проекты стоимостью свыше 3 миллиардов рублей проходят оценку ВЭБ.РФ, включающую проверку финансовой эффективности и востребованности населением. Таким образом, финансирование направляется на действительно необходимые объекты, будь то новый аэропорт, автомагистраль или модернизация водопровода. ВЭБ.РФ также поручена разработка единого стандарта ГЧП, что значительно упростит и ускорит реализацию проектов за счет использования типовых решений. Единый стандарт партнерства станет большой поддержкой для регионов, а для инвесторов повысит прозрачность и предсказуемость вложений. В перспективе это позволит расширить круг инвесторов, включая физических лиц. Помимо финансовой выгоды, важным стимулом может стать возможность участвовать в проектах, имеющих ключевое значение для развития городов и регионов.

Автор: Артем Пылин

Тэги: МОК, Минэкономразвития, Владивосток, Китай, Таиланд, Магаданская область, Улан-Удэ, Вьетнам

Аркадий Зябликов
Аркадий Зябликов

Аркадий Зябликов - спортивный обозреватель с 15-летним стажем. Начинал карьеру в региональных СМИ Перми, освещая хоккейные матчи местной команды. Сегодня специализируется на аналитике российского и международного хоккея, регулярно берёт эксклюзивные интервью у звёзд КХЛ.

Популярные события в мире