Рассматриваются риски, связанные с удорожанием бензина на автозаправочных станциях.
Ситуация с топливным обеспечением в России ухудшается: признаки бензинового кризиса, ранее замеченные в отдельных регионах, таких как Дальний Восток, Крым и Саратовская область, теперь проявляются более чем в десяти субъектах федерации. Владельцы АЗС сообщают о прекращении поставок бензина марок АИ-92 и АИ-95 с некоторых НПЗ на протяжении нескольких недель, что непосредственно затрагивает миллионы российских автомобилистов.
О проблемах с поставками топлива и вынужденном закрытии независимых автозаправочных станций сообщают из Нижегородской, Ростовской и Рязанской областей. Эти сложности имеют множество причин. Например, в Приморье к концу августа значительно вырос туристический поток, что совпало с сокращением производства на местных нефтеперерабатывающих заводах. В результате, с июня текущего года биржевая цена на бензин АИ-95 в регионе возросла на 30%, превысив 100 тысяч рублей за тонну.
Такая ситуация особенно сильно затронула независимые АЗС не только в Приморье, но и в других регионах. В отличие от крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНКов), у независимых игроков отсутствуют собственные производственные и складские мощности. Им приходится приобретать топливо на бирже по постоянно растущим и уже рекордно высоким ценам, при этом сохраняя относительно низкие розничные цены для удержания клиентов. Это приводит к работе либо на грани прибыльности, либо с убытками.
Ежегодно в период с июня по сентябрь наблюдается сезонный рост цен на нефтепродукты и увеличение спроса, обусловленное сельскохозяйственными работами, сезоном отпусков и активными автомобильными поездками, а также плановыми профилактическими работами на НПЗ. В такие периоды производство топлива часто не успевает за пиковым потреблением. Однако в 2025 году к этим факторам добавилась ещё одна серьезная проблема.
«Как известно, ряд нефтеперерабатывающих заводов пострадал от атак беспилотников, что привело к снижению объемов производства на 13-15%,» — отмечает Алексей Зубец, директор Центра исследований социальной экономики. «Ситуацию усугубляет продолжающийся автомобильный сезон и период уборочных работ, когда потребность в топливе особенно высока. Какие меры можно предпринять? Существует как минимум два пути. Во-первых, возможно импортировать бензин из дружественных стран, например, из Беларуси или Индии, которые располагают достаточными нефтеперерабатывающими мощностями и являются крупными покупателями российского сырья. Во-вторых, для усиления защиты НПЗ необходимо внести изменения в законодательство: действующие нормы запрещают частным охранным предприятиям, обслуживающим нефтяные компании, приобретать системы противовоздушной обороны. Эти ограничения, по моему мнению, серьезно препятствуют обеспечению безопасности.» Зубец прогнозирует, что дальнейший рост розничных цен на бензин, особенно в регионах без собственных НПЗ, может увеличить общий уровень инфляции на 1-2 процентных пункта. Удорожание потребительских товаров в основном затронет провинциальные районы, где конкуренция среди поставщиков значительно ниже, чем в крупных городах, а им придется закупать топливо у посредников по завышенным ценам.
«Признаков полномасштабного топливного кризиса пока не наблюдается, речь идет скорее о локальном дефиците в отдельных регионах и городах,» — комментирует Алексей Иванов, руководитель «Альянс тракс». Он выделяет две основные причины. «Во-первых, этим летом местные НПЗ проходили как вынужденные ремонты после атак БПЛА, так и плановые. Бензин, поставляемый из других регионов, по умолчанию дороже из-за высоких логистических затрат, что является особенностью России с её огромной территорией. Во-вторых, в этом году объем автомобильного туризма в РФ увеличился на 43%, достигнув 126 миллионов поездок. Для обеспечения такого роста спроса требуется значительно больше топлива, чем в 2024 году, и существующая инфраструктура просто не успела адаптироваться.»
Также повлиял ажиотажный спрос. Автовладельцы, опасаясь дефицита, при поступлении бензина на АЗС немедленно заполняли не только баки автомобилей, но и канистры, создавая запасы.
«Хотя сезон отпусков и сельскохозяйственных работ, безусловно, добавили трудностей, текущие проблемы с поставками в первую очередь связаны со значительным увеличением числа атак на НПЗ,» — анализирует экономист и топ-менеджер в сфере финансовых коммуникаций Андрей Лобода. По его словам, это могло вывести из строя до 17% производственных мощностей, что оказало существенное влияние на производство бензина, особенно высокооктанового АИ-95. «Оснований ожидать стабильного снижения цен пока нет: рынок находится в равновесии между восстановлением мощностей и потребностью в наращивании импорта. В долгосрочной перспективе ключевым шагом будет создание стратегических запасов топлива, способных сгладить и нейтрализовать негативные сценарии.»