Продажи водки упали: эксперт объяснил неожиданную тенденцию

Новости экономики

За 5 месяцев нынешнего года, в рознице стали продавать меньше водки.

Бутылки водки на прилавке магазина

Согласно данным Росалкогольтабакконтроля, за первые пять месяцев текущего года в розничной торговле зафиксировано снижение продаж водки на 5,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, общий объем составил 29,2 миллиона декалитров. Продажи коньяка упали еще существеннее – на 11,4%, до 5,1 миллиона декалитров. При этом общее производство алкогольной продукции в стране сократилось на целых 20,4%. Такая выраженная негативная динамика является довольно необычной.

Примечательно, что для многих россиян эта статистика стала поводом для гордости, воспринятая как свидетельство снижения потребления алкоголя в обществе без каких-либо принудительных мер, вроде тех, что применялись в советские времена. Действительно ли граждане стали сознательнее относиться к своему здоровью и добровольно отказались от спиртного? Научное сообщество, вероятно, еще займется анализом этого явления, но пока статистические данные говорят сами за себя.

Производство водки за отчетный период (январь-май 2025 года) также сократилось – на 13,2%. Если в начале года снижение этого показателя можно было объяснить формированием запасов производителями в конце предыдущего года, то сейчас ясно, что эти запасы, скорее всего, исчерпаны, а новые объемы производства и поставок в магазины сокращаются.

Так в чем же основные причины наблюдаемой тенденции? Возможно, дело в изменившемся отношении к алкоголю, или же это результат стремления сэкономить? Напомним, что с 1 января текущего года минимальная розничная цена за бутылку водки объемом 0,5 литра установлена на уровне 349 рублей, бренди – 472 рубля, а коньяка – 651 рубль.

Мнение эксперта

Павел Шапкин, председатель Национального совета защиты прав потребителей и руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики, высказал свое объяснение сложившейся ситуации.

Снижение потребления спиртного в стране действительно происходит, но, по словам Шапкина, не стоит связывать это исключительно с осознанным выбором здорового образа жизни. Значительная часть потребителей, вероятно, переходит на нелегальную алкогольную продукцию, которую можно найти по более низким ценам, в том числе через интернет. Он категорически предостерегает от покупки такого “неформального” алкоголя, подчеркивая крайнюю опасность употребления спиртного неизвестного происхождения из-за высокого риска отравления, включая смертельно опасный метанол. Эксперт настоятельно не рекомендует подвергать себя такому риску.

Что касается легального рынка: Чем объясняется снижение объемов производства и продаж?

Павел Шапкин считает, что основными факторами стали акцизная политика государства и существенное повышение минимальной розничной цены. Он выражает опасение, что очередное повышение акцизов может привести к исчезновению до половины легального сегмента рынка крепкого алкоголя.

Наиболее драматично ситуация обстоит со слабоалкогольной продукцией, производство которой упало почти в 10 раз, что практически равноценно остановке отрасли. Это прямое следствие повышения акцизных ставок в 3-5 раз в мае прошлого года, что фактически сделало их запретительными. В результате, легкие готовые коктейли в банках стремительно покидают российский рынок.

На фоне общего спада, продажи пива демонстрируют небольшой рост, даже несмотря на удорожание. Эксперт предполагает, что этот рост во многом связан с введением обязательной маркировки, способствовавшей легализации части теневого оборота.

Какова же основная тенденция по крепкому алкоголю?

Тенденция здесь та же, обусловленная высокой минимальной ценой (которая уже совсем не “минимальная” по сути) и акцизами. Снижение продаж кажется не таким резким, как падение производства, но рост цен на водку является ключевой причиной сокращения этого сегмента. Минимальная цена на водку, коньяк и бренди выросла опережающими темпами, оказав даже большее влияние, чем повышение акцизов. Учитывая, что до 70% продаж приходилось на самую дешевую водку, ее текущая цена около 350 рублей стала для многих потребителей неподъемной.

Сложившаяся ситуация указывает на два возможных пути для потребителей: либо сокращать потребление в целях экономии, либо искать более дешевые альтернативы. При этом второй вариант несет серьезные риски. Эксперт напоминает, что главная задача государства должна заключаться не столько в максимизации акцизных поступлений, сколько в защите граждан от опасной суррогатной и контрафактной продукции.

Означает ли это, что бюджет страны теряет доходы от алкогольного рынка?

В первые два месяца года поступления от акцизов действительно снижались. Однако, парадоксальным образом, по состоянию на 1 мая текущего года доход от акцизов на крепкие напитки показал прирост в 22,5%.

Меняются ли алкогольные предпочтения россиян, особенно среди молодежи? Становится ли водка менее значимым элементом застолья?

Эта тенденция характерна как для России, так и для других стран мира: молодое поколение действительно чаще отдает предпочтение слабоалкогольным напиткам.

Аркадий Зябликов
Аркадий Зябликов

Аркадий Зябликов - спортивный обозреватель с 15-летним стажем. Начинал карьеру в региональных СМИ Перми, освещая хоккейные матчи местной команды. Сегодня специализируется на аналитике российского и международного хоккея, регулярно берёт эксклюзивные интервью у звёзд КХЛ.

Популярные события в мире