В здании Третьяковской галереи на Кадашевской набережной открылась обширная экспозиция, посвященная Александру Дейнеке — одному из самых узнаваемых представителей соцреализма. Выставка под названием «Александр Дейнека. Гимн жизни» демонстрирует более 200 произведений художника, собранных из фондов Государственной Третьяковской галереи и Курской картинной галереи.
Среди представленных работ — живописные полотна, графика, скульптуры, а также эскизы к монументальным проектам, дизайнерским решениям, костюмам и декорациям для театральных постановок, и иллюстрации к книгам. Предлагаем ознакомиться с основными моментами этой выставки.
Ирина Цуканова, ведущий специалист Курской государственной картинной галереи, выразила уверенность, что сам Дейнека одобрил бы выбор нового корпуса Третьяковки для проведения выставки. Художник ценил простор и свет, мечтая о зданиях, наполненных воздухом и солнечным светом, для которых он и создавал свои масштабные монументальные работы.Экспозиция поделена на одиннадцать разделов и включает свыше 200 работ, созданных с 1920-х по 1960-е годы. Большая часть произведений (более 180) предоставлена Курской картинной галереей, обладающей самой значительной коллекцией Дейнеки. У входа посетителей встречают самые узнаваемые полотна художника: «Будущие летчики», «Футболист» и «Пионер».Выставка также является рассказом о жизненном пути Дейнеки, родившегося и выросшего в Курске. Художник часто приезжал на родину, устраивал там выставки и дарил свои работы местной галерее. В экспозиции представлены пейзажи Курской области, а также портрет его матери и сестры. Примечательно, что сестру на картине он изобразил в розовом платье с заниженной талией, которое привез ей из Франции. На основе фотографии, где платье сидело не идеально, художник на полотне скорректировал образ, продемонстрировав свой тонкий вкус. Сам Дейнека был известен элегантным стилем и всегда имел при себе блокнот для быстрых зарисовок.Многие графические работы из собрания Курской галереи впервые привезены в Москву. Графика требует особых условий хранения и экспонирования, поэтому возможность увидеть эти произведения, которые могут покидать музей всего на три месяца, является уникальной для столичных зрителей.«Эта выставка — история о том, как обычный провинциальный мальчик достиг выдающихся успехов», — отмечает Ирина Цуканова. Дейнека сам писал в своих дневниках о детстве, проведенном на улице, о рисовании и мальчишеских играх, когда родители были на работе.Хотя Александра Дейнеку традиционно относят к соцреализму, его творчество демонстрирует широкий диапазон стилей. Ранние работы имеют черты импрессионизма, а эскизы к театральным костюмам выполнены в духе авангарда. Влияние преподавателей ВХУТЕМАСА, таких как Кандинский и Малевич, заметно в некоторых его картинах, где прослеживаются элементы символизма и кубизма.Сам художник видел себя в первую очередь монументалистом. Однако, по словам Цукановой, в этом направлении ему не всегда сопутствовала удача, так как зачастую отсутствовало полноценное сотрудничество между архитектором и художником с самого начала проекта. Дейнеку приглашали уже после постройки зданий, и ему приходилось адаптировать свои монументальные работы к уже готовым пространствам.Раздел «В здоровом теле — здоровый дух» подчеркивает страсть Дейнеки к спорту. В юности он активно занимался плаванием, бегом и волейболом, а из-за увлечения боксом даже получил травму уха. На автопортретах он часто изображал себя в отличной физической форме, даже в 49 лет, хотя, возможно, немного приукрашивал действительность.В середине 1930-х годов Дейнека много путешествовал, посетив Соединенные Штаты, Францию, Италию и Германию. Из каждой поездки он привозил новые полотна и наброски, послужившие основой для будущих работ.В творчестве Дейнеки часто встречается изображение обнаженной натуры. Однако, женские фигуры на его полотнах лишены чувственности, они скорее воплощают идеал здоровья и физического совершенства…
…продолжение текста отсутствует в исходном фрагменте.