Bloomberg: более 8000 мостов на немецких автобанах требуют срочного ремонта
Фото: IMAGO/Sylvio Dittrich/Global Look Press
Недавнее открытие нового участка Берлинской кольцевой автодороги A100, потребовавшее 12 лет строительства и почти 720 миллионов евро, должно было олицетворять технологический прогресс Германии. Однако это событие резко контрастирует с тревожной реальностью: тысячи ключевых мостов на немецких автобанах находятся в аварийном состоянии. По данным американского агентства Bloomberg, более 8000 мостов нуждаются в срочном ремонте, что создает серьезные риски для транспортного сообщения, экономики и логистической инфраструктуры страны.
Эта проблема гораздо глубже, чем просто возможность немцев ездить на высоких скоростях. Будучи крупной экспортной державой, Германия критически зависит от бесперебойного грузопотока. Аварийные мосты могут парализовать важные транспортные маршруты, снижая инвестиционную привлекательность страны и ставя под угрозу её роль ключевого логистического центра НАТО. Причины кризиса кроются как в естественном старении, так и в системных недочетах. Около 28 000 мостов на автобанах были построены из преднапряженного бетона, и их внутренние стальные элементы подвержены коррозии из-за проникновения влаги и дорожных реагентов через микротрещины. Ситуация осложняется тем, что примерно 55% этих сооружений возведены до 1985 года, когда действовали менее строгие строительные нормы и стандарты экономии материалов.
Десятилетия недостаточного финансирования и пренебрежения со стороны ответственных ведомств усугубили положение. Отсутствие планового профилактического обслуживания привело к тому, что во многих случаях единственным выходом остается полный снос и возведение новых конструкций, что значительно дороже и сопряжено с многолетним периодом строительных работ и неудобств для водителей. Примером служит виадук на автобане A45, связывающем промышленный Рурский регион с южными землями. Необратимые повреждения, выявленные в 2021 году, привели к его немедленному закрытию и сносу. Этот мост, построенный в 1968 году, его ликвидация парализовала движение грузовиков через Люденшайд и долину реки Рамеде, нанеся экономике ущерб в 1,8 миллиарда евро.
Подобные инциденты вызывают особое беспокойство. В прошлом году обрушился мост Каролы в Дрездене, и только чудом удалось избежать жертв, когда его пролёт рухнул в Эльбу ночью. В марте текущего года растущая трещина на мосту Западного Берлина (участок A100), пропускающем до 95 000 автомобилей ежедневно, вынудила власти срочно закрыть его, а затем и несколько соседних сооружений. Современные транспортные нагрузки значительно превышают проектные показатели полувековой давности. Воздействие одного среднего грузовика на дорожное покрытие эквивалентно воздействию тысяч легковых автомобилей, что сокращает срок службы мостов со 100 до 70-80 лет.
Федеральное правительство признало серьёзность ситуации и выделило значительные ресурсы. В текущем году на модернизацию мостов и тоннелей автобанов направляется около 2,5 миллиардов евро. Отмена так называемого «долгового тормоза» позволила увеличить ассигнования на инфраструктурные проекты и оборону. Германия даже рассматривает возможность зачесть часть инвестиций в автобаны как выполнение обязательств перед НАТО по увеличению военных расходов. Планируется ускоренная реконструкция 4000 наиболее аварийных мостов к 2032 году, их общая площадь составляет 450 футбольных полей. Тем не менее, Федеральное контрольное управление Германии отмечает, что темпы работ остаются недостаточными.
По данным аналитического центра Transport & Environment Deutschland, общие затраты на обновление всех мостов автобанов могут достичь 36 миллиардов евро, а на ремонт всей дорожной инфраструктуры страны — до 100 миллиардов евро. Этот кризис преподносит важные уроки на будущее. Приоритетное профилактическое обслуживание могло бы предотвратить или значительно отсрочить серьезные повреждения. Использование акустических датчиков позволяет оперативно выявлять скрытые дефекты арматуры, недоступные для визуального осмотра. Кроме того, новые мосты должны возводиться быстрее с использованием модульных решений и иметь увеличенный срок службы благодаря инновационным материалам, таким как самовосстанавливающийся бетон, усовершенствованные стальные покрытия и антикоррозийная арматура.
Иронично, но вскоре после помпезного открытия нового участка A100 в Берлине, соседний район Трептов столкнулся с транспортным коллапсом. Причиной стал разрушающийся мост Эльзен через реку Шпрее, который сейчас находится на реконструкции и пропускает транспорт лишь по одной полосе. Этот случай ярко иллюстрирует, что, как отмечает Bloomberg, Германии необходимо переориентироваться с масштабного строительства новых дорог на экстренное восстановление существующей инфраструктуры, чтобы избежать полного паралича торговли и логистики.