Максим Казанин, доцент Департамента международного бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ и кандидат политических наук, рассказывает о стратегическом значении Трансарктического транспортного коридора для России.
Мы часто не задумываемся, сколь сложен и долог путь привычных товаров, таких как фрукты, кофе или оливковое масло, до наших магазинов. Эти долгие и затратные маршруты напрямую влияют на их конечную стоимость для потребителя. Что, если бы существовал способ существенно сократить время и издержки на доставку?
Фото: Лилия Шарловская
В текущем году в России начался масштабный проект по созданию Трансарктического транспортного коридора (ТТК), сравнимый по своей значимости с космическими достижениями. Эта новая логистическая система соединит Санкт-Петербург и Владивосток, проходя через Мурманск и Архангельск. Основой маршрута длиной около 14 тысяч километров станет Северный морской путь, дополненный железнодорожными, автомобильными и речными сообщениями. Реализация ТТК открывает огромные перспективы для экономики страны и улучшит жизнь граждан.
Экономическая целесообразность этого проекта обусловлена тем, что Китай является ключевым мировым поставщиком, а основные потребители его продукции расположены на Западе. Существующие маршруты, такие как Суэцкий канал, демонстрируют свою уязвимость из-за инцидентов с застрявшими судами и атак, что приводит к задержкам, увеличению рисков и росту страховых тарифов. Арктический маршрут предлагает более безопасную и быструю альтернативу для азиатских и европейских компаний, сокращая путь доставки грузов между Азией и Европой более чем на 10 000 километров.
Реализация столь масштабного проекта требует детально проработанной поэтапной стратегии. По поручению президента, в марте был создан специальный проектный офис для координации строительства инфраструктуры ТТК, реализации инвестиционных проектов и разработки мастер-планов для арктических населенных пунктов. Эту работу совместно с правительством возглавляет ВЭБ.РФ, ведущий институт развития страны, уже активно участвующий в формировании нового маршрута. Госкорпорация финансирует возведение портов (от Лавны в Мурманске до Суходола на Дальнем Востоке), инвестирует в железнодорожную сеть и развитие ключевых городов и поселков в Арктической зоне, а также содействует в разработке и претворении в жизнь мастер-планов.
Развитие Трансарктического транспортного коридора окажет трансформирующее влияние на экономику не только Дальнего Востока, но и всей страны. Он потребует привлечения множества квалифицированных кадров в сферах навигации, портовой деятельности, логистики и транспорта, создавая десятки тысяч новых рабочих мест и расширяя карьерные возможности. Более того, реализация мастер-планов по развитию арктических городов, включающая строительство современных поликлиник, школ и удобной транспортной инфраструктуры, значительно повысит качество жизни населения.
Однако проект сопряжен и с серьезными вызовами. Помимо создания основной инфраструктуры, предстоит обеспечить строительство специализированных ледоколов и разработку национальной цифровой логистической платформы. Столь амбициозное начинание потребует значительных финансовых вложений, которые не могут быть полностью покрыты из госбюджета. Привлечение частных инвестиций станет критически важным, и в этом вопросе институты развития, включая ВЭБ, могут предложить ценные инструменты и экспертизу.
Международные компании также проявляют значительный интерес к проекту. В Архангельске, к примеру, ведется строительство глубоководного портового района в сотрудничестве с китайскими партнерами, а в Мурманске планируется запуск перегрузочного комплекса при участии белорусских инвесторов. Северный морской путь уже показал свою эффективность: в июле 2024 года контейнеры успешно прошли путь от логистического центра «Белый Раст» (Подмосковье) по железной дороге до Архангельска, а затем морем до Шанхая и Нинбо. Предстоит дальнейшая оптимизация маршрута, но уже сейчас очевидны перспективы России занять новую позицию в мировой логистике, что принесет пользу гражданам – от создания новых рабочих мест до стабилизации цен на товары.