Как сложилась судьба красавицы Галины Вишневской: сбежала из СССР ради него

Новости культуры

Путь великой оперной певицы Галины Вишневской был полон испытаний: от ужасов блокадного Ленинграда до зенита мировой славы. Красавица с невероятным талантом пережила голод, триумф, изгнание и потерю гражданства СССР. Несмотря ни на что, она сохранила голос, покоривший весь мир, и посвятила свою жизнь искусству и глубокой любви к Мстиславу Ростроповичу.

От блокады до первой любви

В 1984 году Вишневская опубликовала свою автобиографию “Галина”. Книга не только стала бестселлером, но и послужила основой для оперы французского композитора Марселя Ландовски. Написанные в изгнании, воспоминания отражали резкую антисоветскую позицию певицы, которая винила систему в разрушении семейных связей и даже связывала свою неприязнь к отцу с “идеями Октябрьской революции”.

Галина пережила страшную блокаду Ленинграда, находясь в Кронштадте. Зимой 1942 года она потеряла бабушку, а последующие полтора года участвовала в местной ПВО. Даже в этих нечеловеческих условиях она мечтала о сцене, берегла руки и выступала с джаз-оркестром. Медаль “За оборону Ленинграда” стала одной из ее самых ценных наград.

Галина Вишневская в партии Виолетты в опере Травиата. Большой театр, 1964 год
Галина Вишневская в партии Виолетты в опере “Травиата”. Большой театр, 1964 год

Сразу после прорыва блокады, еще до ее полного снятия, Галина присоединилась к труппе Ленинградского театра оперетты. Там она встретила моряка Георгия Вишневского. Их брак оказался недолгим из-за его ревности, но именно от первого мужа певица получила свою знаменитую фамилию, которая ей нравилась больше девичьей Ивановой.

Следующим спутником жизни Вишневской стал Марк Рубин, директор того же театра оперетты, значительно старше ее. Их объединило общее горе — потеря новорожденного сына в 1945 году. Рубин заботился о ней, помогая бороться с туберкулезом и доставая дефицитный тогда стрептомицин. Несмотря на большую разницу в возрасте и то, что Галина скорее видела в нем заботливого отца, этот союз был вполне благополучным.

С 1948 года Вишневская перешла на концертную эстраду, часто исполняя песни из репертуара Клавдии Шульженко на радио. В своих мемуарах она писала, что покинула оперетту из-за идеологизированного советского репертуара, хотя при этом вспоминала, что сама плакала после сообщения о смерти Сталина. Правда, для выступления у его гроба ее сочли слишком юной.

Народная артистка СССР певица Клавдия Шульженко исполняет знаменитую песню Синий платочек. Кадр из документального фильма Концерт фронту. 1942 год
Народная артистка СССР певица Клавдия Шульженко исполняет знаменитую песню “Синий платочек”. Кадр из документального фильма “Концерт фронту”. 1942 год

В 1952 году в Ленинграде проходил конкурс в Большой театр. Узнав об этом, Галина решила попытать счастья и успешно прошла отбор, даже несмотря на отсутствие формального музыкального образования, о чем ей пришлось солгать в отделе кадров. О том периоде она вспоминала: “Было во мне какое-то внутреннее торжество — мне казалось, что я иду, а передо мной раздвигаются, падают стены…”

В труппе Большого театра, где было 15 сопрано того же типа, Вишневская быстро заняла ведущие позиции. Этому способствовали ее исключительный талант, яркая внешность, сильный темперамент и неустанное трудолюбие. Она всегда добивалась своего, идя к цели “напролом”. Среди ее первых крупных партий — Татьяна в “Евгении Онегине”, Леонора в “Фиделио” и Купава в “Снегурочке”.

Судьбоносная встреча произошла в 1955 году на фестивале “Пражская весна”. Здесь Галина познакомилась с выдающимся виолончелистом Мстиславом Ростроповичем, который входил в состав жюри. До этого они не были знакомы – он не слышал ее голоса, она не слышала его игры. Вишневская так описывала начало их романа: “Для меня он — тот мужчина, женой которого я стала через четыре дня знакомства, а я для него — та женщина, перед которой он вдруг опустился на колени”.

Народный артист СССР Мстислав Ростропович
Народный артист СССР Мстислав Ростропович

Спустя полвека, на праздновании их золотой свадьбы в гостинице “Метрополь”, столы украшали необычные букеты: ландыши с солеными огурцами. Этот шутливый, но трогательный подарок Ростропович впервые преподнес Галине в той самой пражской гостинице, где начался их роман.

Держали дочерей в ежовых рукавицах

Вскоре в семье появились дочери: Ольга родилась в 1956 году, Елена — два года спустя. Девочки искренне восхищались матерью и считали ее идеалом, споря о том, кто из них больше на нее похож. Галина Павловна была очень самостоятельной: сама делала макияж и прическу, не прибегая к помощи специалистов. Она не доверяла дизайнерам оформление своего дома и предпочитала сама следить за порядком, в том числе за старинными сервизами. Многие годы ее наряды создавала таллинская портниха, приезжавшая в Москву и жившая в семье по месяцу дважды в год.

Галина Вишневская – солистка Ленинградского областного театра оперетты, 1945 год
Галина Вишневская – солистка Ленинградского областного театра оперетты, 1945 год

Ольга и Елена с ранних лет знали, какое место музыка занимает в жизни родителей, поэтому во время репетиций дома старались быть максимально тихими, разговаривая только шепотом. Мстислав Леопольдович был очень строгим отцом и воспитывал дочерей в суровой дисциплине. Для Оли и Лены слово родителей было законом, и они не сомневались в правильности такого уклада. Хотя Ольга мечтала о балете, бабушка (мать Галины Павловны) настояла на музыкальном образовании, а родители полностью поддержали ее решение, не рассматривая для дочерей другого пути. С шести лет обе девочки занимались в Центральной музыкальной школе.

Их распорядок дня был расписан буквально по минутам, любое отступление каралось строго. Однажды за опоздание с занятий мать собственноручно отрезала Лене косы, а отец на год запретил ей появляться на улице вне школьной формы. Несмотря на высокий достаток семьи, родители были весьма аскетичны в тратах на дочерей, покупая только самое необходимое. Одежда Оли и Лены была скромной, часто устаревших фасонов. Когда Галина привезла из-за границы джинсы – предмет мечтаний советских девочек – отец не только заставил их снять, но и демонстративно сжег на глазах у дочерей. Просить разрешения заниматься танцами они даже не смели, зная, каким будет ответ.

Родители, сами выдающиеся музыканты, ставили перед дочерьми высокие цели, требуя совершенства во всем. После окончания школы Ольга поступила в консерваторию, выбрав виолончель – инструмент отца. Возможно, таким образом она стремилась доказать ему свое право на признание.

Политические проблемы

Тем временем, в жизни семьи начали возникать серьезные проблемы, связанные с гражданской позицией Мстислава Ростроповича. Он открыто поддерживал Александра Солженицына, предоставив писателю убежище на своей даче в 1969 году. Эта поддержка вызвала гнев властей: концерты и гастроли Ростроповича стали отменять, а в 1972 году ему был запрещен выезд из страны.

Выбраться из страны помог случай: в 1974 году американский сенатор Эдвард Кеннеди в ходе переговоров с Леонидом Брежневым поднял вопрос о Ростроповиче. В итоге музыканту разрешили выехать за границу “под видом командировки”. Семья уехала, когда Ольге было 18, а Елене – 16 лет. Никто не думал, что отъезд окажется долгим. Однако в 1978 году Ростроповича и Вишневскую лишили советского гражданства и всех государственных наград. Вернуться на Родину они смогли только в 1990 году, когда эти решения были официально отменены.

Вернувшись в 1990 году, Галина Вишневская и Мстислав Ростропович принципиально отказались восстанавливать советское (уже российское) гражданство. Галина Павловна сохранила особую любовь к Ленинграду, где они после возвращения приобрели квартиру на Неве. Со временем семья выкупила весь этаж, чтобы разместить обширную коллекцию предметов искусства, собранных за годы жизни за рубежом, а также семейный архив. Мстислав Леопольдович ушел из жизни в 2007 году, Галина Павловна – в 2012-м. Их дочь Ольга Ростропович продолжила дело матери, возглавив Центр оперного пения и Фонд поддержки молодых музыкантов имени Ростроповича.

Аркадий Зябликов
Аркадий Зябликов

Аркадий Зябликов - спортивный обозреватель с 15-летним стажем. Начинал карьеру в региональных СМИ Перми, освещая хоккейные матчи местной команды. Сегодня специализируется на аналитике российского и международного хоккея, регулярно берёт эксклюзивные интервью у звёзд КХЛ.

Популярные события в мире