Исповедь балерины: откровенное признание Плисецкой о встречах со Сталиным

После кончины Сталина, проходя мимо его гроба, Майя Плисецкая услышала шепот: «Теперь-то тебя никто не боится…». Этот материал рассказывает о том, как юная и, казалось бы, беззащитная балерина оказалась в центре внимания самого Сталина.

Народная артистка СССР, солистка ГАБТ СССР Майя Плисецкая в гримерной

Народная артистка СССР, солистка ГАБТ СССР Майя Плисецкая в гримерной

От Шпицбергена до триумфа на сцене

Майя Плисецкая появилась на свет в Москве 20 ноября 1925 года. Ее отец, Михаил Плисецкий, был дипломатом, а мать, Рахиль Мессерер, – бывшей актрисой. В возрасте шести лет Майя переехала с семьей на Шпицберген, где ее отец возглавил советское консульство. В условиях долгого полярного дня и ночи маленькая Майя бесстрашно каталась на лыжах по крутым склонам. Именно там, в местном драмкружке, она впервые вышла на сцену, сыграв Русалочку.

После возвращения в Москву, по настоянию родственников, имевших отношение к искусству, Майя поступила в хореографическое училище при Большом театре. Несмотря на необходимость обойти возрастной ценз благодаря семейным связям, приемная комиссия сразу разглядела ее исключительный талант.

Сцена из балета Анна Каренина с Майей Плисецкой

Сцена из балета на музыку Родиона Константиновича Щедрина `Анна Каренина`. Анна – народная артистка СССР Майя Плисецкая

1937 год стал роковым. Отца арестовали накануне Первомая, праздника, на который он обещал взять Майю. Сама Майя, ее брат Александр и беременная мать были отправлены в ссылку в Казахстан. Родственникам удалось спасти детей. Во время Великой Отечественной войны 15-летняя Плисецкая, несмотря на эвакуацию, вернулась в столицу и начала танцевать на сцене Большого театра.

В те годы она уже блистала в таких постановках, как «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Бахчисарайский фонтан», выступая рядом с легендарной Галиной Улановой.

Подлинный успех пришел к Плисецкой после 1947 года, когда она впервые исполнила двойную партию Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». Ее интерпретация образа стала новаторской. В отличие от канонического образа умирающего лебедя, созданного Анной Павловой, Майя представила птицу, отчаянно стремящуюся к полету. За свою долгую карьеру она выходила в этой партии более 800 раз, постоянно совершенствуя свое мастерство. Однажды во время спектакля у нее развязался пуант, но она, импровизируя, продолжила танец на одной ноге.

Под присмотром Кремля: встречи со Сталиным

21 декабря 1949 года, в день 70-летнего юбилея Сталина, Плисецкой выпала исключительная честь выступить в Георгиевском зале Кремля. Танцевать на натертом канифолью паркете было невероятно сложно, каждое движение требовало предельной собранности.

Генералиссимус Советского Союза И.В. Сталин

Генералиссимус Советского Союза И.В. Сталин

«Я думала, что упаду каждую секунду», — вспоминала балерина. Поклон перед Сталиным стал для нее настоящим испытанием. 24-летняя артистка боялась посмотреть в глаза вождю, чтобы не выдать своих чувств. Это выступление, по сути, послужило ей своего рода «охранной грамотой» в суровые сталинские времена.

Прощание со И.В.Сталиным в Москве

Прощание с И.В. Сталиным в Москве

Пятого марта 1953 года стало днем крайнего напряжения. В тот день, когда шла «Раймонда», утренняя газета «Правда» сообщила о критическом состоянии Сталина, хотя по Москве уже активно циркулировали слухи о его смерти. Плисецкая столкнулась с мучительным выбором: как танцевать, когда вся страна замерла в скорбном ожидании?

«Можно ли изображать радость, когда народ скорбит?» — думала она. Отмена спектакля могла быть воспринята как преждевременные «похороны» лидера. Балерина приняла решение танцевать сдержанно, почти аскетично. На следующий день, после официального объявления о смерти Сталина, во время церемонии прощания в Колонном зале, она услышала чей-то шепот: «Теперь-то тебя никто не боится…». Эти слова заставили ее содрогнуться: она каждую минуту опасалась ареста за любое проявление «неправильных» эмоций или поведения.

Годы запретов: статус “невыездной”

В эпоху правления Хрущева Майя Плисецкая, уже признанная прима-балерина, была частым гостем на кремлевских приемах. Однако там строго контролировались любые ее контакты с представителями других стран. Незначительный случай, связанный с передачей билета секретарю английского посольства, за которым последовал букет цветов, неожиданно привел к ее исключению из первой зарубежной гастрольной поездки Большого театра. Власти подозревали ее в намерении остаться на Западе.

Народная артистка СССР Майя Плисецкая в сцене из балета Прелюдии и фуги

Народная артистка СССР Майя Плисецкая в сцене из балета `Прелюдии и фуги`

По иронии судьбы, это запрет только укрепил ее статус культовой фигуры. Каждое ее появление на московской сцене сопровождалось бурными овациями. Несмотря на статус «невыездной», в 1956 году Плисецкая получила звание Народной артистки РСФСР, что свидетельствовало о признании ее исключительного таланта даже в условиях жестких политических ограничений.

“Кармен” и свобода творчества

С юных лет Майя Плисецкая мечтала исполнить партию Кармен. В 1967 году ей удалось совершить поистине невозможное: превратить оперу Жоржа Бизе в балет. Совместно с кубинским хореографом Альберто Алонсо они написали либретто, а ее супруг, Родион Щедрин, всего за 19 дней создал революционную «Кармен-сюиту». Премьера, прошедшая практически без полноценных репетиций, стала открытым вызовом советской системе, поскольку образ свободолюбивой цыганки совершенно не вписывался в каноны социалистического реализма. Лишь чудом сохранилась телевизионная запись этого спектакля, который впоследствии стал визитной карточкой балерины.

Майя Плисецкая

Майя Плисецкая

Перейдя к более драматическим ролям, Плисецкая продолжала расширять границы балетного искусства. Родион Щедрин специально для нее создал глубокие психологические образы в балетах «Чайка», «Анна Каренина» и «Дама с собачкой». Каждая такая роль требовала колоссальной эмоциональной отдачи, после которой балерина порой теряла голос. Эти постановки едва не были запрещены, и только благодаря заступничеству министра культуры Демичева им удалось увидеть свет.

С началом перестройки в жизни артистки открылась новая глава. Ее творческое партнерство с Пьером Карденом привело к созданию уникальных сценических костюмов. Постановки Ролана Пети и Мориса Бежара, созданные специально для Майи Плисецкой, завоевали Европу. Особенно запоминающимся стал 1988 год, когда ее выступление в «Марии Стюарт» в Мадриде собрало всю испанскую элиту, включая легендарную Монсеррат Кабалье. Хотя большая часть ее ежемесячного гонорара в 8 тысяч долларов отправлялась государству, истинной наградой для нее всегда оставалось признание публики, которая открывала для себя классический балет через ее неповторимое исполнение.

Последние десятилетия жизни Плисецкая и Щедрин проводили, курсируя между тремя странами: Литвой (где у них был скромный дом у озера), Германией (квартира в Мюнхене) и Москвой. Трагические события 11 сентября 2001 года застали их в самолете, который из-за терактов в США был перенаправлен в Канаду – еще один драматический эпизод в их насыщенной судьбе.

Свой 80-летний юбилей в 2005 году Майя Михайловна отметила на сцене. Триумфальные концерты в Лондоне и Париже стали достойным завершением ее блистательной карьеры. Великая балерина ушла из жизни 2 мая 2015 года в Мюнхене, оставив после себя не только множество легендарных партий, но и совершенно новое понимание искусства балета – свободное от любых границ и условностей.

Аркадий Зябликов
Аркадий Зябликов

Аркадий Зябликов - спортивный обозреватель с 15-летним стажем. Начинал карьеру в региональных СМИ Перми, освещая хоккейные матчи местной команды. Сегодня специализируется на аналитике российского и международного хоккея, регулярно берёт эксклюзивные интервью у звёзд КХЛ.

Популярные события в мире